Это процесс индивидуальный, хотя и подчиняющийся некоторым общим законам. Существует большой диапазон скорости овладения языком, прохождения отдельных стадий. Отметим их последовательность. У ребенка есть врожденные способы, как привлечь внимание к своим нуждам. Это плач, движения, мимика. Реакции матери должны быть адекватными; ей следует подкреплять и определять звуки, жесты и выражения малыша. Без этого ответного шага труднее происходит коммуникативная вокализация и затем сложнее дело обстоит с произнесением слов. Уже в 2 месяца звуковая игра матери и ребенка бывает достаточно выраженной.
У ребенка появляются специфические звуки, означающие то или иное состояние, он также запоминает и узнает определенные слова и интонации матери. Это помогает ему терпеть неудобства, ожидая их устранения. К третьему месяцу жизни младенец может показывать улыбками, движением, гулением, что он узнает приготовления к кормлению, купанию, переодеванию.
Малыш успокаивается при звуках голоса матери, если только он не рыдает. Ребенок произносит ряд звуков, выражающих его удовольствие. В случае дискомфорта или раздражения он плачет. Звуки младенца все больше связываются с его внутренними переживаниями. Важно, чтобы мать разговаривала с ребенком, объясняя ему происходящие события, внешние звуки, объекты, привлекшие его внимание.
Малыш обнаруживает, что его звуки обладают своим особым значением и их можно использовать для влияния на поведение других людей. Между 9-м и 12-м месяцами ребенок постоянно что-то лепечет; этот процесс сопровождается дальнейшим овладением словами.
Появляются специфические словообразования (вокабулы), которые нужны ребенку, чтобы указать на объекты, действия или ситуации и достичь своих практических целей. Эти вокабулы выступают переходным этапом между лепетанием и первыми понятными словами.
Постепенно достигается координация сигнала и действия, что служит обязательной предпосылкой для речевого диалога. В год ребенок опознает и осмысливает знакомые слова в контексте, например, имена членов семьи, слова «мама», «папа», «гулять», «киса» и т. п. Понимает и выполняет простые команды, подтвержденные жестами.
После того как ребенок обнаружил ценность вокализации как способа сообщения о своих желаниях, он начинает интенсивно изучать и осваивать языковые особенности своей семьи. В 15 месяцев малыш использует широкий спектр интонаций, произносит до 6 узнаваемых слов, но понимает намного больше.
Указывает на желаемые предметы и в ответ на вопросы взрослых: «где?» или «кто?». К двум годам он пытается петь и повторять детские стихи. В его словаре активны до 50 простых слов, он может составлять простые предложения из двух слов.
После трех лет ребенок быстро увеличивает свой словарь, перенимает знакомые фразы матери и членов семьи. Жесты, слова, вокализация используются для передачи различных идей и опыта, для того, чтобы задавать вопросы, выражать чувства, привлекать внимание другого. В 3 года ребенок с удовольствием слушает сказки и истории, стихи и песни, может вести простой разговор, говорит о том, что с ним было.
На нескольких следующих этапах язык все более заменяет действие, становится грамматически богаче и связывается с усложняющимся мышлением, появлением оценки реальности, расширением внутреннего и внешнего опыта.
Источник: Ю.Бердникова, Т. Щукина «Здоровый малыш» .
Связанные записи
3 thoughts on “Развитие речи у ребенка”
Comments are closed.
«Кс-с, кс-с!» — говорит малыш при виде не только кошки, но и всего пушистого, а словом ляля называет и голубоглазую куклу, и неваляшку, и деревянную матрешку.
Почему некоторые дети так поздно начинают говорить?
Для ребенка большой подвиг перейти от слабых потуг членораздельной речи к лингвистическим экзерсисам произношения двух-трех слов из нескольких слогов, выражающих его мысли, наблюдения и эмоции. Слова символизируют не только объекты, но действия, события, эмоции и отношения. Более того, овладение языком требует знания правил синтаксиса и грамматики и умения их применить на практике.