Когда дети в возрасте до трех лет берут чужое, это не воровство. У них еще нет отчетливого ощущения, что им принадлежит, а что нет. Они просто берут то, что им хочется. Лучше не ругать ребенка за это. Достаточно напомнить, что игрушка принадлежит Питеру, что Питеру скоро снова захочется с ней поиграть, а у вашего ребенка дома полно своих игрушек.
Что означает воровство, когда ребенок уже знает, что это такое. Более серьезное воровство обычно появляется в период между шестью годами и. подростковым возрастом. Беря что-то, ребенок этого возраста знает, что поступает дурно. Он уже склонен делать это тайно, прятать взятое и отрицать содеянное.
Родители или учителя, узнав о краже, обычно сильно огорчаются. Их первое побуждение — наброситься на ребенка, вызвав у него сильное чувство вины. Это естественно, так как всех нас учили, что воровство — серьезное преступление, и мы пугаемся, когда его совершает наш ребенок.
Важно, чтобы ребенок хорошо понял, что родители осуждают всякое воровство, и настоять на немедленном возвращении украденного. С другой стороны, неправильно запугивать его и вести себя так, словно он навсегда лишился родительской любви.
Сперва представим себе ребенка лет семи, которого хорошо воспитывают добросовестные родители, у которого хватает игрушек и остального, есть даже карманные деньги. Если он что-то украдет, то скорее всего немного денег у матери или одноклассников, ручку у учительницы, какую-нибудь ерунду из соседнего шкафчика в школьной раздевалке.
Часто в этом нет смысла, потому что то же самое есть и у него. Заметно, что ребенка раздирают противоречивые чувства. Ему остро хочется чего-то, и он пытается получить удовлетворение, взяв предмет, который ему не нужен. Чего же ему нужно на самом деле?
В большинстве случаев этот ребенок в той или иной степени несчастен и одинок. В его отношениях с родителями мало тепла, он не очень успешно завязывает дружеские отношения с детьми своего возраста. (Даже пользуясь признанием, он все равно может быть неудовлетворен.) Думаю, причина того, что воровство чаще встречается именно в семь лет, заключается в том, что в этом возрасте ребенок может чувствовать особенное отчуждение от родителей.
Если он не научился завязывать в качестве компенсации дружеские отношения со сверстниками, то оказывается в пустоте, чувствует себя в изоляции. Это объясняет, почему некоторые дети, стащив деньги, пытаются купить на них дружбу. Один раздает одноклассникам монетки, другой покупает для класса сладости. Ребенок сам отходит от родителей, они часто относятся к нему неодобрительно, в этом менее привлекательном возрасте.
Ранняя стадия подросткового периода — еще один этап, когда некоторые дети начинают чувствовать одиночество, потому что сильнее осознают себя как отдельную личность, приобретают обостренную чувствительность, стремление к независимости.
Потребность во внимании и тепле играет определенную роль при воровстве в любом возрасте, однако имеют значение и другие индивидуальные факторы: страхи, ревность, обиды. Девочка, сильно завидуя брату, может раз за разом воровать предметы, которые подсознательно связывает с мальчиками.
Что делать?
Если вы твердо уверены, что ваш ребенок (или ученик) что-то стащил, скажите ему об этом и настаивайте на возврате украденного. Иными словами, не облегчайте ему ложь. (Если родители легко принимают ложь, значит, они как бы одобряют кражу.) Ребенок обязан вернуть украденное владельцу или в магазин.
В последнем случае родители поступят тактично, если объяснят продавцу, что ребенок не заплатил за товар и сейчас его возвращает. Учитель может сам вернуть предмет владельцу, избавив ребенка от позора. То есть не нужно унижать ребенка, главное — твердо внушить ему, что воровать нельзя.
Необходимо задуматься, не требуется ли ребенку больше домашнего тепла и одобрения, помочь завязать дружеские отношения с другими детьми Пора (если позволяют средства) начать давать ему карманные деньги в том же количестве, в котором их получают его знакомые. Это поможет ему утвердиться в коллективе. Если кражи продолжатся или если проявятся какие-то еще нарушения в поведении, придется обратиться за консультацией к детскому психиатру.
Бывают кражи совершенно другого типа. В некоторых случаях воровство воспринимается детьми как проявление смелости и мужественности. Это, конечно, нехорошо, но еще не является признаком закладывающейся порочности. Сыну добросовестных родителей поможет разговор по душам.
Не надо относиться к нему как к преступнику, если он совершил этот обычный, с точки зрения его окружения, поступок: он лишь подчинился инстинкту, требующему вести себя по принятому образцу. Выход — в улучшении экономических условий школ, возможностей для проведения досуга, то есть здесь вступают в действие и социальные факторы.
Наконец, кражи совершают агрессивные дети и бессовестные, безответственные взрослые. Человек становится таким только в результате недостатка любви и чувства надежности в детстве. Единственная его надежда — психиатрическая помощь и поддержка добрых, любящих людей.
Источник: Юлия Свицкая.