Буквально с первых самостоятельных шагов у ребенка возникает желание как можно больше общаться с другими малышами. Он тянет вас в сторону песочницы или детской площадки, бежит к компании сверстников. А уже через секунду начинается спор из-за палочки или лопатки, кроху толкают, не пускают на горку или качели. Вам так жалко своего карапуза, что вы готовы вообще не приводить его на детскую площадку. Но после маминых утешений малыш опять просится к детям. Только теперь он не плачет, а крепко сжимает пальчики в кулачок и замахивается на обидчика… И вы снова переживаете из-за его поведения к не знаете, что надо делать с драчуном. Специалисты советуют: научите ребенка умению выходить из сложных ситуаций!
Маленький агрессор
Обычно дома малышу позволено почти все. Однако первые же попытки поиграть с детьми вносят коррективы в привычное восприятие действительности. Оказывается, понравившаяся машинка или кукла может принадлежать кому-то другому. Желание отобрать и присвоить игрушку возникает у ребенка вполне естественно. Как и то, что обидчика нужно устранить (оттолкнуть) или наказать (ударить). А если чувствуешь себя слабее, то защищаться (кусаться, царапаться).
Наш совет:
Первое время старайтесь всегда быть рядом. Ведь малыш еще пока теряется в сложных ситуациях. Он учится у вас. Договаривайтесь с ним или же просто разнимайте драчунов. Проверено: надоест злиться, заскучают и опять начнут играть вместе. Крохе постарше объясните правила общения. Скажите ему, что причинять боль другим детям нельзя ни при каких обстоятельствах. В крайнем случае, уведите кроху в сторону и успокойте. Только не отмахивайтесь: «Ничего страшного». Наоборот, озвучьте его чувства, проговорите ситуацию вслух, однако не забудьте напомнить о правилах: «Ты рассердился на мальчика, но обижать его нельзя». Ваше постоянство и позитивное разрешение конфликтов достаточно быстро дадут положительный результат.
Не хочу делиться!
Личная собственность для ребенка очень важна. Ему непросто справиться с ситуацией, когда кто-то претендует на то, что принадлежит ему.
Наш совет:
Скажите малышу, что он имеет полное право обходиться со своим мячиком так, как считает нужным. Но если он не дает товарищу по прогулке поиграть мячиком, то вряд ли товарищ даст ему поиграть со своей лопаткой. Очень хочется? Тогда придется договариваться. Предложите малышу поменяться по принципу: ты — мне, я — тебе. Конфликт разгорелся из-за «ничейных» благ — каруселей, качелей? Тогда дайте понять ребенку, что существует еще и правило очередности.
Кошкины слезы
Чаще всего маленькие дети действуют прямолинейно: толкнут, стукнут сверстника. Но есть и талантливые манипуляторы — они знают, что желаемого результата можно достичь, если зареветь. Карапуз причитает над царапиной, демонстрирует синяки и в то же время не забывает поглядывать на маму — проверяет быстроту ее реакции: подбежит, посодействует?
Наш совет:
Примите чувства своего крохи. Скажите: «Я понимаю: тебя очень огорчает то, что девочка не хочет делиться» или «Я вижу, ты решительно настроен завладеть этой машинкой. Но, забрав игрушку, ты сильно обидишь другого малыша. А этого делать нельзя». Тем самым вы даете понять ребенку, что он имеет право на любые чувства, а вот поступки придется совершать такие, которые никому не доставляют неприятностей.
Мирись, мирись…
Сложных моментов в детском коллективе не избежать. Помогите крохе понять, кто прав, а кто виноват. Только не наказывайте его и не заставляйте извиняться (даже если он действительно поступил не очень красиво).
Наш совет:
Достаточно того, что за кроху попросите прощения вы. Таким образом вы наглядно продемонстрируете малышу, как надо признавать свои ошибки. А после этого можно и помирить ребят. Предложите им подставить мизинчики и забыть ссору. Вскоре карапуз начнет сам строить отношения со сверстниками, а значит, сможет дружить и получать удовольствие от общения с ними.