Колыбельная маминого сердца

Share

Условия внутриутробного развития плода характеризуются постоянным, разнообразным по своим проявлениям, но чрезвычайно тесным контактом с организмом матери. В зависимости от состояния мамы меняется содержание в притекающей к матке крови основных питательных веществ, концентрация гормонов. находится также под постоянным звуковым воздействием. Околоплодные воды хорошо передают к будущему ребенку все звуки, возникающие в организме мамы и окружающие его.

Следует отметить, что плод способен реагировать на звуковые воздействия достаточно рано. Первые структуры, принадлежащие будущему уху и слуховому анализатору, появляются на третьей неделе эмбрионального развития, а завершают свое формирование они в 16 недель. Начиная с 24 недели,  плод активно реагирует на звуки. В третьем триместре  беременности изменение ритма сердцебиений в ответ на резкий звук используют в ходе кардиотокографического  (КТГ) исследования как показатель благополучия плода.

В настоящее время доказано, что плод не только слышит, но и запоминает звуковые явления, с которыми он контактировал внутриутробно. Дети хорошо запоминают голос матери и распознают его среди голосов других людей. Знаменитый скрипач Иегуди Менухин, родители которого были музыкантами, был убежден, что многие музыкальные произведения, которые он особенно хорошо помнил, исполнялись его родителями, когда он еще находился в утробе матери. Исследователь поведения плода из Лондонского королевского колледжа Майкл Клементс показал, что, начиная с 24 недель, плоды по-разному реагируют на классическую и рок музыку. Музыка Вивальди и Моцарта уменьшала двигательную активность,  способствовала переходу плода в более спокойное состояние и засыпанию. И наоборот, современная рок музыка, а также произведения Бетховена и Брамса повышали активность ребенка. После рождения дети, которые внутриутробно слушали определенные музыкальные фрагменты, характерно меняли свое поведение, что позволяло предположить, что эта  музыка знакома им.

Однако, есть звук который всегда сопровождает развитие плода. Это звук работающего маминого сердца.  Акустическая оценка силы звуковых колебаний, достигающих плода, проведенная американскими учеными, показала довольно богатое и интенсивное звуковое окружение, уровень которого менялся от 35 до 96 децибелл (дб). Децибелл – единица интенсивности или громкости звука. Для примера, интенсивность звука при обычном разговоре составляет порядка 60 дб.,  при громком крике достигает 100 дб.  

Регулярность, ритмичность звука работающего материнского сердца является важным компонентом нормальных условий развития ребенка в утробе и, вероятно, надолго фиксируется в памяти взрослого человека. Не случайно на нас так успокаивающе действует шум морских волн, ритмично набегающих на песчаный пляж. Очень многие прекрасно засыпают в купе поезда под монотонный стук колес. И, наоборот, для многих людей заснуть в полной тишине является проблемой.
Значение звука и ритма работающего материнского сердца интересовало многих исследователей. Наиболее последовательно этой проблемой занимался в 50-60 годах прошлого века американский детский психолог Ли Салк. Он проанализировал большое количество фотографий женщин, держащих на руках детей. Салк пришел к выводу, что вне зависимости от национальной принадлежности и ведущей руки (правой или левой) женщины предпочитали держать ребенка головой к левой груди. Большинство из опрошенных женщин объясняли такое предпочтение в ориентации новорожденного тем, что в этом положении ребенок более спокоен и быстрее засыпает. Это обстоятельство и ряд других наблюдений позволили Салку сделать вывод о релаксирующем, успокаивающем влиянии звука материнского сердца на новорожденного ребенка. Несколько позднее были сделаны важные наблюдения о значении раннего внутриутробного и послеродового запоминания (импринтинга) в формировании поведения ребенка и взрослого человека. Салк предположил, что если искусственно воссоздать звук работающего материнского сердца, то это как бы вернет ребенка в знакомую звуковую обстановку и позволит быстрее успокоить новорожденного, улучшить его сон. Поскольку в то время не было достаточно надежных, а само главное, коммерчески доступных, методов записи и воспроизведения качественной фонокардиограммы (записи звуковых явлений сердца), то доктор Салк с сотрудниками сконструировали звуковой генератор, имитирующий звук работающего материнского сердца. Исследования, проведенные ими на  новорожденных детях, показали, что дети быстрее успокаиваются на фоне такого звукового воздействия. Однако, ряд других врачей не подтвердили эти результаты. Действительно, оказалось, что для  новорожденного ребенка важен не только ритм, но и индивидуальные звуковые особенности работы сердца его матери. Такими особенностями могут быть небольшие шумы и тембр тонов сердца, характерные именно для данной женщины. Дети очень тонко различают эти звуки, ведь они хорошо запоминают особенности голоса матери и не реагируют на любой женский голос.

Уже в 80-90 годы американские и японские педиатры вновь вернулись к идее терапевтического использования фонокардиограммы матери у больных и недоношенных детей. Они показали, что воспроизведение таким новорожденным записи работающего материнского сердца (а на этот раз детям проигрывали  сердечные звуки их собственных матерей) значительно снижало у них выделение стрессорных гормонов в ответ на инъекции и другие лечебные манипуляции. У таких детей дыхание было более спокойным и ритмичным, а насыщение тканей кислородом выше, чем у новорожденных, не подвергавшихся звуковой терапии. Более того, был получен совершенно конкретный положительный экономический эффект. Дети, подвергавшиеся дополнительному звуковому лечению, в среднем на три дня раньше выписывались из отделения интенсивной терапии. А если учесть, что сутки нахождения ребенка в таком отделении стоят примерно тысячу долларов, то экономия в три тысячи при лечении каждого ребенка были весомым аргументом для администраторов многих американских госпиталей, внедривших эту технологию.

Параллельно с этими работами в мире появились более многочисленные исследования, посвященные влиянию специальной релаксирующей музыки на снижение психологического стресса у взрослых людей. Наиболее известным в этой области является французский исследователь Альфред Томатис, активно разрабатывающий методы музыкотерапии. Нередко в такие музыкальные произведения включаются ритмические звуковые ряды, напоминающие пульсирующие звуки тока крови в плаценте.

Подобная музыкатерапия не является медикаментозным воздействием и  может быть безопасно использована родителями в домашних условиях. Можно включать такую запись перед сном и выработать у ребенка своеобразный рефлекс засыпания на звук маминого сердца. Есть указания, что дети быстрее успокаиваются в случаях кишечных колик, если слушают такую музыку. Наконец, мы надеемся, что эта колыбельная будет сопровождать Вашего ребенка и во взрослом возрасте. Он сможет использовать эту запись при бессонице и для снятия стресса даже тогда, когда мамы уже не будет рядом.

 

                                      Источник: Павел Борисович Цывьян, д.м.н, руководитель центра "Партнер"

 



Связанные записи

asas asas
Share